ЭТИКО-ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОРАЛИ КАК ОТРАЖЕНИЕ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ

Савельев А.В.
г. Уфа, Уфимский государственный авиационный технический университет
Башкирский государственный медицинский университет

МАтЕРИАЛы IV СЪЕЗДА АКУШЕРОВ-ГИНЕКОЛОГОВ РОССИИ

В течение веков люди формировали некие своды правил коллективно-коммуникационного поведе- ния, которыми сами же и следовали. И это не обязательно только христианские, мусульманские или другие религиозные нормы поведения, хотя религия уделяла разработке моральных правил значительное внимание.

Известны определённые системы поведения людей с древнейших времён, что, несомненно, отразилось, в том числе, в мифологическом и сказочном наследии, а также в профессиональных занятиях. Наиболее общие высшие нормы известны всем под- сознательно, поскольку непосредственным образом связаны с важнейшими законами самосохранения человека как вида и, прежде всего, с его репродуктивным поведением. Однако, вследствие быстрого изменения условий жизни и ментальности, в послед- нее время они начинают затрагивать и эти наиболее инерционные пласты бессознательного. Огромное количество исследователей занималось выяснением причин этого феномена.

Принято считать, что в отношении репродуктив- ного поведения моральные нормы выполняют функ- ции защиты от инфекционных заболеваний, переда- ющихся половым путём. Однако, почему же тогда из- менение их работает в точности в противоположную сторону, то есть направлено не на сохранение вида, а как раз наоборот, на его истребление, учитывая мас- совый рост заболеваемости, а также появление но- вых не известных ранее всё более страшных инфек- ционных болезней? И это было бы понятным, если такие процессы происходили только в нашей стране.

В том-то всё и дело, что в самих странах, направляющих и определяющих развитие или деградацию других стран, эти процессы также происходят и даже в ещё более выраженной форме, если вообще не в первую очередь. Изменения моральных норм постоянно сопутствовали развитию человеческого общества. Характер этих изменений чрезвычайно сложен ввиду многоаспектности влияний и многоразмерности причинно-следственных связей. Именно поэтому такая зависимость на микроинтервалах истории может выглядеть хаотической. Однако, при сравнении их с другими микроинтервалами или же при расширении их до макроинтервалов, могут выявляться относительно небольшое число закономерностей, управляющих этими изменениями и являющиеся скрыты- ми при точечно-временном рассмотрении явлений.

Одним из таких законов является связь моральных норм с репродуктивным поведением, в том числе, в аспектах, указанных выше. Однако, рассмотрение таких сложнейших и неоднозначных явлений как оттенки морали и причин их определяющих действительно как сложных феноменов, заставляет нас предположить не только многоаспектность возможных причинно-следственных зависимостей, но и их двусторонность или двунаправленность, поскольку без этого требования картина была бы логически неполной. Если рассматривать моральные нормы со стороны отношения их к репродуктивному здоровью человека как выполняющие защитные функции, то есть влияющие, таким образом, на репродуктивное здоровье, то необходимо принять во внимание также и симметричное этому заключение, а именно, признать обратное влияние состояния репродуктивного здоровья на соответствующее состояние морали.

Данные теоретические выводы могут иметь важные весьма практические основания, следствия, иллюстрации и применения. Признание и учёт механизма влияния текущего состояния репродуктивного здоровья на характер изменения моральных норм может объяснить, в частности, указанную выше кажущуюся парадоксальность их снижения в последнее время, в то время как логично было бы ожидать их ужесточение в связи с увеличением инфицированности населения. В работе показано, в частности, что изменение морального поведения человека в социуме может служить интегральным диагностическим признаком текущего состояния репродуктивного здоровья.

Снижение моральных норм говорит, прежде всего, о происходящей десенсибилизации к сексуальным раздражителям. Тот характер контактирования полов, социально недопустимый ранее, был, по-видимому, социально недопустим не сам по себе, а лишь теми проявлениями естественных рефлекторных реакций, связанных с репродуктивным поведением, которые возникали при этом и являются (и сейчас) публично недопустимыми, поскольку именно связаны с репродуктивным поведением. Снижение морали как раз и произошло потому, что недопустимый ранее такой характер контактирования полов уже не вызывает сейчас вообще никаких видимых реакций, только потому и стал допустим. Рассмотренное возрастание десенсибилизации к сексуальным раздражителям, в свою очередь, требует применения стимулирующих средств, что как раз замыкается опять на дальнейшее снижение моральных норм, выполняющее в данном случае роль своеобразного сексуального наркотика.

Такую десенсибилизацию уже нельзя считать имеющей лишь культурно-эстетическую прерогативу, поскольку сущностные и категориальные её аспекты непосредственным образом связаны с уровнем репродуктивного здоровья, и может говорить лишь о его снижении. А поскольку моральные нормы являются усреднёнными критериями поведения для каждого человека, то рассмотрение их как диагностического показателя также даёт информацию об интегральном состоянии здоровья в среднем касающегося каждого. В плане этого можно отметить неслучайность пере- хода от раздельного школьного образования к смешанному, хотя и совершившемуся колебательным образом (ряд отмен – введений), как впрочем, и любой природный процесс, тем не менее, воспринимаемый сейчас столь незыблемо, что недавно существовавшее раздельное обучение расценивается уже как дикий архаизм.

С точки зрения изложенных положений становится понятным и физически объяснимым всег- да существовавший факт превышения моральных норм людей, проживающих в сельской местности по сравнению с городом ввиду более высокого уровня здоровья, в том числе, репродуктивного, по причине большей экологической благоприятности. Это же может служить одним из факторов, по причине кото- рого при прочих равных условиях активность приезжих из сельской местности в города людей является большей по сравнению с коренным населением, что способствует более быстрому их социальному про- движению и занятию командных постов.

Таким образом, не наступает ли время признать, что «раскрепощённость» публичного поведения, усиленно пропагандируемая сейчас СМИ, является не просто нравственным явлением а, прежде всего, предвестниками серьёзного массового снижения уровня здоровья? Иными словами, на наш взгляд, снижение морали можно считать проявлением заболевания, ещё одного из болезней цивилизации