Особенности школ и география церковного пения (Питерская, Московская,Киевская) на начало XXI века

По конспектам лекций Георгия Леонидовича Сафонова (по И.А. Гарднеру)

Особенности Петербургской школы

Времен Бортнянского:
1 Сравнительно простая гармония, при которой используются главные трезвучия (TSD) (черты Бортнянского). Использование модуляций в параллельный минор. Умеренное использование доминантсептаккорда D7
2 Только свободные сочинения. В мелодии встречаются широкие ходы на сексту вверх (Бортнянский придумал, Глинка развил), употребляются форшлаги (перечеркнутые ноты), украшения.
3 Обязательное непременное тактирование — изначально закон не разрешал нарушение тактирования -> нарушение ударений и фраз (в Московской школе — не всегда тексты укладываются в ритм — несимметричный или свободный ритм текста)
4 В церковной практике применялись соло, дуэты и трио. Частое использование органного пункта.
5 В сочинениях торжественного характера часто применяется начало тоника-субдоминанта-тоника («ложный пафос» как пишет Гарднер)
6 Применение гармонического минора и даже при гармонизации древних напевов (например в 6 гласе — повышенная 7 и даже 6 ступень — это уже мелодич) — характерно для Петербургской школы времен Бортнянского
7 Активное использование полифонии (фуга, фугатта, имитация, поступенное вступление голосов один за другим : 1 голос тема, потом противосложение, второй вступает в тему, потом гармонически сопровождают вступающий третий и т.д. обычно до 4 голосов)

Времен Львова (сын, отец — военный) — новая петербургская школа.
7 Строгое сплошное четырехголосье. Применение удвоений голосов (как на органе автоматические нажатия клавиш в октаву) — отсюда пошли первые вторые тенора, басы и проч.
8 Основной напев всегда находился в верхнем голосе (сопрано), иногда поручался альту
9 Каждый тон основного напева принимался за акордовый, поэтому бас пострадал у Питерцев (мелодическй голос): CGCGGCFFCG — «квартоквинтовая гимнастика». В Москве проще
10 В свободных сочинениях гармония богаче чем в гармонизациях древних распевов. Применяются многочисленные модуляции и хроматизм.
Потом это все переймет Александр Сергеевич Архангельский
11 Строгая гомофония (никакой полифонии)
12 Строгое голосоведение (нельзя параллельные квинты и параллельные октавы). Применение доминантсаптакорда в качестве одного из главных (присуще школе Киево-Печерской Лавры).
Длинный читок на септаккорды называли «петербургский читок», но на самом деле это киевопечерская лавра
применение уменьшенного септаккорда (впервые) — значит время было былее радостное и светлое при Бортнянском, а при Львове и позже времена стали суровее, в 20 веке тем более. Аккорд «щемящий серце»
13 В свободных сочинениях наблюдается подражание протестантскому хоралу, форшлаги и украшения отсутсвуют.
14 В гармонизациях древних напевов применяется натуральный минор (у Львова часто не вяжется). Отказ от тактирования. Львов первый преодолел барьер правила тактирования (прорыв) и организовал свободный ритм
15 Хор понимается как инструмент одного тембра (орган) — поэтому все голоса должны сливаться в один.

География на начало 21 века: Сибирь, Дальний восток,  север и Запад России

 

Отличительные черты московской школы

1. Строгое четырехголосие питербургской школы не выдерживается на протяжении песнопения. Местами хор сводится к двуголосию или трехголосию и даже к унисону чтобы затем опять раскрыться в многоголосии.
Это против западной гармонии — рывок в сторону освобождения от западной музыки. Такого много у Чеснокого, часто у Кастальского, у Рахманинова.
Смоленский изредка использует октавный читок.
Все это дало возможность избежать сложностей в гармонизаии древних распевов.
Римский_корсаков-Балкиреев-Смоленский-Чесноков-Рахманинов-Кастальский (выпусники Синодального училища)
Унисон выделяет смысл очень мощно. Унисон являлся средством не только избегания проблем с гармонизацией, но и средством усиления смысла.

2. Употребляются удвоения терции в трезвучиях, пропуски терций в трезвучиях (пустые квинты)

3. Параллельные октавы и параллельные квинты не избегаются

4. Употребление побочных трехвучий и септакордов. Каданс плагальный, внезапная тоника и проч.
Кастальский, Гречанинов (до 1915г, поскольку после подвергся влияюнию американской музыки), Чесноков, Рахманинов (также подвергся воздействию американской и французской музыки)

5. Главный голос в московкой школе — это баритон или бас, который ведет мелодию распева. Иногда она поручается альту, но никогда сопрано как в питерской школе.
Свободное голосоведение (голоса идут не в угоду гармонии, могут быть пересечения голосов, параллелизм голосов и проч для удобства гармонизаци
распева например как у Кастальского, у которго распев нарезан на несколько голосов, что очень сложно). Скрябин сопоставил цвета тональностям (синтестезия)

6. Основаная мелодия воспроизводится без изменения в отличие от Питербургской школы, которые меняли произведение ради тактовой структуры.
Возможны транспозиции мелодии через модуляции (нет единой тональности)
Применяется в основном натуральный минор.

География на начало 21 века:: Москва, частично Ставропольский край, частично Краснодарский край.

Примечание. Существует также Киевская школа (Крым, Украина, ранее была сильнее распространена в России)